Организованный в 1993 году Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики – это культурный центр республики, являющейся родиной П.И.Чайковского. Первым, подготовительным этапом к его созданию оказалось открытие в 1931 году Удмуртского драматического театра, при котором в 1934-35 годах функционировала оперная труппа. Она состояла из приехавших солистов ГАБТа и Московского областного оперного театра Г.Ф.Землякова, К.Н.Рушева, А.А.Рыбакова, С.К.Шехова, С.А.Штурбина, С.И.Феофилова, И.И.Якушина. Дирижёром театрального оркестра из 30 человек, укомплектованного редкими для Удмуртии того времени инструментами – гобоем, фаготом, литаврами – был композитор Д.С.Васильев-Буглай (1886-1956). Он же собрал для театра хор из 40 человек.
В 1934 году балетмейстер Н.А.Горский создал балетную студию для работающей молодёжи, на основе которой была сформирована балетная труппа театра. Режиссёром театра был назначен С.С.Коробов, дирижёром – В.И.Чернов, имевший опыт работы в ГАБТ. За неполные два года труппа поставила оперы «Русалка» А.Даргомыжского, «Князь Игорь» А.Бородина, «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Чио-Чио-Сан» Д.Пуччини, «Фауст» Ш.Гуно, «Севильский цирюльник» Дж.Россини. В июне 1935 г. в результате структурных преобразований оперный театр в Ижевске был расформирован и история его прервалась на несколько десятилетий.
В 1958 году в республике открылся Музыкально-драматический театр. Его первые сезоны отмечены постановками классических оперетт и национальной музыкальной комедии «Любушка» Г. Корепанова-Камского (1959), первой национальной оперы «Наталь» Г. Корепанова, (1961), первого национального балета «Италмас» и оперы-балета «Чипчирган» Г. Корепанова-Камского (1961, 1964).
В течение этого периода руководство театром осуществляли директора засл. деятель искусств РФ Г. М. Корепанов-Камский, засл. арт. РФ С. П. Кудрявцев, В. Н. Аввакумов; главные дирижёры Г. Н. Бехтерев, Э. В. Розен, М. В. Виноградов, Л. Я. Вольф.
В 1993 театру был присвоен статус Государственного Театра оперы и балета Удмуртской Республики. Руководство им в этом качестве осуществляли В. Н. Аввакумов (1992-1996), Г. П. Щеколдин (1996-1998), С. И.Соколовская (1999), А. П. Сидорова (2000-2003), В. В. Кравченко (2003-2004), А. А. Галушко (2004-2010), И. Л. Галушко (2010-наст. время).
В качестве главных дирижёров театра в этот период работали С. А. Разенков (1994-2005), В. И. Прасолов (2005-2007), В. И. Стачинский (2008), Л .Г. Казберов (2009-2010), Н. С. Роготнев (2010-наст. время).
В настоящее время Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики – это единственный театр академической направленности на родине П.И.Чайковского, чьё имя обязывает его иметь в репертуаре сочинения великого земляка. Поэтому на афише театра – балеты композитора («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица») и три его оперы («Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама». Общественным признанием заслуг коллектива театра в дело популяризации и пропаганды творчества великого композитора явилось присвоение ему имени П. И. Чайковского (2015).
Оперный театр республики, чья территория равна средней европейской стране, имеет возможность знакомить зрителя с шедеврами мировой оперной и балетной классики. Его репертуар сопоставим с репертуарами театров крупных региональных центров. Он включает оперы В. Беллини, Ж. Бизе, Д. Верди, Г. Доницетти, П. Масканьи, Дж. Пуччини, Дж. Россини.
Репертуар балетной труппы позволяет зрителю составить полное представление о тенденциях развития балетного жанра, так как включает классику – «Жизель» Ш. Адана, «Пахита» и «Дон Кихот» Л. Минкуса и разновидности балета-драмы – «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина.
Отсутствие в Ижевске театра оперетты и уважение к зрителю стимулируют театр к постановкам оперетт и музыкальных комедий. На афише представлена как классика жанра – оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, «Королева чардаша», «Марица» И. Кальмана, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Прекрасная Галатея» Ф. Зуппе, так и отечественная музыкальная комедия: «Дамских дел мастер», «Моя жена - лгунья» В. Ильина, В. Лукашова; «Бабий бунт» Е. Птичкина; «Русский секрет» В. Дмитриева; «Проделки Ханумы» Г. Канчелия. Театр освоил и актуальный жанр мюзикла, представленного спектаклем Н. Шабалина, В. Шкурихина «На краю любви», сюжет которого основывается на мотивах удмуртского эпоса.